В противовес традиционному классическому подходу к изучению физики, практикуемому в школах – от теории к практике, в основу системы моих уроков положен эффективный принцип: теория на практике и через практику. Следуя по этому пути, учащиеся «выходят» за рамки теории из учебника, пробуют экспериментировать – тем самым у школьников формируется не только знание о тех или иных явлениях физики, но и накапливается бесценный практический опыт.
Идея использования лабораторного практикума по геометрической и волновой оптике как наиболее оптимального средства повторения, обобщения и изучения раздела в старшей школе возникла при использовании в своей работе расширенного комплекта оборудования «Оптика-1» и «Оптика-2» базового комплекса учебного оборудования для инженерного класса в рамках проекта «Техносфера».
Лабораторный практикум провожу в виде фронтальных работ, которые учащиеся выполняют группами, чередуя урок выполнения экспериментальных заданий как средство изучения теории с уроком решения аналитических задач по этому разделу. К процессу повторения и изучения понятий и законов оптики подключаю активизацию мыслительной деятельности учащихся через создание проблемных и поисковых ситуаций, Ребята самостоятельно воспроизводят и наблюдают оптические явления или проводят измерения, пользуясь при этом специальным лабораторным оборудованием для инженерного класса.
Самостоятельная экспериментальная работа учащихся на уроке обеспечивает практическую направленность обучения в условиях внедрения ФГОС, позволяет повысить эффективность предпрофессиональной подготовки учащихся инженерных классов. В результате использования лабораторного практикума для обобщения и изучения оптики процесс обучения превратился из репродуктивной передачи знаний в захватывающее исследование. Ребята получили возможность непосредственно соприкоснуться с изучаемыми явлениями раздела, «потрогать всё своими руками».