Введение в учебные планы образовательных организаций новой учебной дисциплины «Индивидуальная выпускная работа» поставило перед учителями новые задачи: дать обучающимся теоретические знания по предмету, а затем мотивировать каждого ребенка на проведение грамотного научного исследования. Задачи не из легких, приходится убеждать и детей, и родителей, что это не пустая трата времени, а замечательная возможность приобрести знания, навыки, опыт, действительно нужные во взрослой жизни.
Суть предложенного метода заключается в том, что сначала мотивировать учащихся на выполнение индивидуального исследования, а затем уже учить, и учить не индивидуально (наставник- ребенок), а в группах по интересам.
Именно поэтому на первых занятиях курса предложено изучить конкурсы, дающие дополнительные баллы для поступления в ВУЗ по выбранному направлению и тематику работ победителей и призеров прошлых лет, что работает как дополнительная мотивация и «разжигает» интерес к тематике исследований, представленных вниманию жюри и высоко оценённых.
В профильных классах очень редко бывает большой разброс областей, вызывающих интерес у учащихся, поэтому не составляет большого труда разбить всех обучающихся на 3-4 группы. Работа в группах, но по индивидуальному плану, создает дополнительные условия для проведения более глубокого научного исследования, так как среди единомышленников можно и получить интересный совет, и поделиться опытом, и где – то даже посоревноваться.
Трехлетний опыт показывает, что такая структура ведения проектной деятельности эффективно работает. Учителю не приходится тратить силы на бесконечные ответы на вопросы детей и родителей «Зачем нам это нужно?», потому что с первых занятий дети выбирают интересную для них область знаний и понимают, что за занятия любимым делом они могут еще получить бонусные балы для поступления в интересующий их ВУЗ. А интерес ребенка к области исследования, гарантирует осмысленный подход к проводимой работе.