Микроорганизмы (бактерии, микроскопические грибы – микромицеты) являются одними из интересных живых биологических объектов исследования. Используя оборудование конвергентных лабораторий Курчатовского проекта, можно выстроить с учащимися исследовательскую деятельность с проведением интересных экспериментов с использованием микроорганизмов. Важно учитывать возраст, интересы обучающихся, соблюдать требования безопасности при работе с микроорганизмами.
Использование микроорганизмов в исследовательской работе позволяет наглядно изучать жизненные процессы микроорганизмов, экологические взаимоотношения (конкуренцию, симбиоз, паразитизм): микромицетов с бактериями и растениями; бактерий с человеком и растениями.
Знания учащихся о разнообразии микроорганизмов, анатомических, физиологических и экологических особенностях, их значении в природе и жизни человека углубляются. Совершенствуются их исследовательские умения: проводить микробиологические эксперименты, с использованием основных методов микробиологии, объяснять их результаты, работать с научными текстами. Развиваются практические навыки учащихся по работе с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием.
В результате происходит интеллектуальное и личностное развитие учащихся, рост их компетентности в сфере исследования, умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно. Это соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) нового поколения, требующим использования деятельностных технологий, внедрения проектно-исследовательской работы в образовательный процесс.