Использование межпредметных экспериментов как способ формирования естественнонаучной грамотности

Формирование естественнонаучной грамотности (ЕНГ) выпускников школ, наравне с читательской и математической, является одной из основных задач образования. В образовательных программах школ Российской Федерации задачи развития ЕНГ учащихся и оценки качества подготовки обучающихся до недавнего времени напрямую не ставилась. Такая тенденция, возможно, и привела к тому, что по результатам международных исследований последние 6 лет наблюдается тенденция снижения уровня ЕНГ выпускников. Так по результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по естественно-научной – 476 баллов (34 место). Результаты исследования PISA не только показывают состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, но и демонстрируют проблемные точки, знание о которых поможет выбрать направление совершенствования системы образования с целью повышения конкурентоспособности Российских выпускников.

Для оценки уровня ЕНГ используются задания, которые предполагают решение экологических и практико-ориентированных проблем в контексте реальных жизненных ситуаций основываясь на содержание учебного предмета. Способность участвовать в обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, является главным критерием оценивания, предусмотренных заданиями национального мониторинга ЕНГ российских обучающихся.

Задания, направленные на формирование и проверку компетентностей, должны основываться на реальных жизненных ситуациях. Но учебные эталонные задания, разработанные оценки уровня формирования ЕНГ , могут положительно влиять на образовательный процесс лишь тогда, когда они встроены в учебный процесс и применяются как инструмент формирования ЕНГ .

Разработанная программа практикума предусматривает межпредметную интеграцию профильных предметов медицинского класса – химии и биологии в старшей школе для развития исследовательский компетенций и ЕНГ обучающихся.

Описание основных этапов реализации практики

Полезные эффекты от реализации проекта для участников образовательных отношений

Ссылки

«Маленькие учёные» Статья в Учительской газете – Москва № 26 от 28 июня 2022 г.

Жукова, Н. В. Использование межпредметного химического эксперимента в школе / Н. В. Жукова, Д. Е. Еремин, О. А. Ляпина // Учебный эксперимент в образовании. – 2021. – № 4(100). – С. 51-61. – DOI 10.51609/2079-875X_2021_4_51. – EDN GVGIQU.

Еремин, Д. Е. Исследование природных ингибиторов растворения железа в уксусной кислоте / Д. Е. Еремин, Н. В. Жукова // Химия в школе. – 2022. – № 2. – С. 68-71. – EDN UHRDOH.

Жукова, Н. В. Формирование учебно-познавательных компетенций школьников при использовании межпредметного естественнонаучного эксперимента / Н. В. Жукова, О. М. Соколова, Д. Е. Еремин // Учебный эксперимент в образовании. – 2022. – № 1(101). – С. 68-75. – DOI 10.51609/2079-875X_2022_1_68. – EDN UNIRVE.