Формирование естественнонаучной грамотности (ЕНГ) выпускников школ, наравне с читательской и математической, является одной из основных задач образования. В образовательных программах школ Российской Федерации задачи развития ЕНГ учащихся и оценки качества подготовки обучающихся до недавнего времени напрямую не ставилась. Такая тенденция, возможно, и привела к тому, что по результатам международных исследований последние 6 лет наблюдается тенденция снижения уровня ЕНГ выпускников. Так по результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по естественно-научной – 476 баллов (34 место). Результаты исследования PISA не только показывают состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, но и демонстрируют проблемные точки, знание о которых поможет выбрать направление совершенствования системы образования с целью повышения конкурентоспособности Российских выпускников.
Для оценки уровня ЕНГ используются задания, которые предполагают решение экологических и практико-ориентированных проблем в контексте реальных жизненных ситуаций основываясь на содержание учебного предмета. Способность участвовать в обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, является главным критерием оценивания, предусмотренных заданиями национального мониторинга ЕНГ российских обучающихся.
Задания, направленные на формирование и проверку компетентностей, должны основываться на реальных жизненных ситуациях. Но учебные эталонные задания, разработанные оценки уровня формирования ЕНГ , могут положительно влиять на образовательный процесс лишь тогда, когда они встроены в учебный процесс и применяются как инструмент формирования ЕНГ .
Разработанная программа практикума предусматривает межпредметную интеграцию профильных предметов медицинского класса – химии и биологии в старшей школе для развития исследовательский компетенций и ЕНГ обучающихся.