Анализ и учёт индивидуальных особенностей учащихся в образовательном процессе по биологии

Современные тенденции развития образования показывают необходимость создания условий для того, чтобы каждый ученик смог раскрыть внутренние возможности для формирования своей индивидуальности. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем обучения, который задают учебные программы, и реальными возможностями учеников. Ориентируясь на «среднего» ученика, традиционная школа не предполагает акцентирование внимания на индивидуальных особенностях школьников. В то время как, по убеждению психологов, «таланты произрастают из индивидуальности личности, и система воспитания «среднего ребенка» фактически ведет к стиранию индивидуальных особенностей».

Возникает противоречие: с одной стороны, развитие образования требует осуществления индивидуализации обучения, а с другой стороны, традиционный образовательный процесс, имеющий жесткий учебный план и учебную программу, одинаковую и обязательную для всех учащихся, затрудняет осуществление индивидуального похода.

Таким образом, при организации учебного процесса, для его максимальной индивидуализации, требуется не только учет индивидуальных особенностей обучающихся, но и целенаправленное их развитие, от которого зависит и познавательная активность индивида, и развитие интеллектуальных качеств (мышления, познавательных процессов, общеучебных навыков и. т. п.). В значительной мере целенаправленное развитие индивидуальных особенностей учащихся способствует и развитию самостоятельности и умения учиться. Поэтому в процессе развертывания учебной деятельности важен не только учет, но и одновременное воздействие на индивидуальные качества ученика. Достигнуть этого можно путем применения разноуровневых заданий.

Описание основных этапов реализации практики

Полезные эффекты от реализации проекта для участников образовательных отношений

Ссылки

1.              Афаносова Г.С. Создание условий для развития одаренных детей при обучении биологии //Биология в школе №9, 2015. С.35-4er2.

2.              Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом//Интернет-журнал «Эйдос». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm

3.              Алексеева Е.В., Плетенева О.В.Проектно-дифференцировнное обучение в курсе «биология»//Биология в школе. 2019. № 1. С. 23-32.

4.              Арбузова Е.Н. Общая методика обучения биологии. Курс лекций. Учебное пособие для студентов химико-биологических факультетов педагогических вузов. СПб.: НЕВА. 2010. – 514с.

5.              Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом //Эйдос: электронный научный журнал.  2007. №. 1.  С. 115-119.

6.              Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». Москва, 2013. С.78-83.

7.              Батырева Н.А. Технологии личностно-ориентированного обучения//Наука без границ. С.141-143.

 

 

 

8.              Болтунова А.Д., Смирнова С.В., Коршуненко М.А. Дифференцированный подход к обучению на уроках биологии//В сборнике: «Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники»: сборник статей Международной научно-практической конференции. М. 2018. С.227-232.

9.              Боровских Т.А. Индивидуальные особенности учащихся и методы их диагностики и учета в учебном процессе//Наука и школа. №5. 2016. С.56-58.

10.          Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения // Научно-методический журнал, 2003 № 3, С. 11–12.

11.          Варламова А.И. Учет индивидуальных особенностей школьника в системе непрерывного образования//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С.32-34.

12.          Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под.ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой М., 1967. - 360с.

13.          Воронина Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. А. Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — 3-е изд. М.: Просвещение, 2017. – 157с.

14.          Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения – М.: Книга по Требованию, 2013. – 135 с.

15.          Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная деятельность в школе: организация и управление. М.: Авторсий клуб. 2016. – 48с.

16.          Гильбух Ю. З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. №5. С.55-58.

17.          Гуляев Ю.Ю. Индивидуальное, дифференцированное и личностно ориентированное обучение//Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 1 (53). С. 118-127.

18.          Гусева А. Биология. 6 класс. Разноуровневые задания. ФГОС. М.: Вако, 2017.- 152с.

19.          Дахин А.Н. К вопросу о разноуровневом обучении // Математика в школе. 2013. №4. С. 39-42.

20.          Давыдова Д.М. Возможности игровых технологий для привлечения подростков к занятиям биологией//Новая наука как результат инновационного развития общества:сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С.55-59.

21.          Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. 1997.№ 4. С. 138-142.

22.          Дятлова К.Д., Варакин А.Д. Учить учиться: формирование индивидуального стиля учения на уроках биологии// Школьные технологии. 2015. № 4. С. 108-119.

23.          Жаулебаева Г.Е. Использование дифференцированного подхода в образовательном процессе на уроках биологии// Педагогическая наука и практика. 2017. № 2 (16). С. 52-57.

24.          Заславская О.В., Сальникова О.Е. Одаренные дети как научно-педагогическая проблема//Инновационные проекты и программы в образовании. №6, 2011. С.7-10.

25.          Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. 2008. – 480с.

26.          Ильин Е.П. Пcихология индивидуaльных рaзличий. CПб.: Питер, 2011. – 701 c.

27.          Ивашко К.С. Индивидуалихация и дифференциация в процессе обучения//Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2017. Т. 6. № 6. С. 46-48.

28.          Карелина О.А. К вопросу о построении обучения одаренных детей в образовательной школе//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 9-12.

29.          Калинова Г. С., Никишова Е. А. История развития методики обучения биологии в системе общего среднего образования // Отечественная и  зарубежная педагогика. 2018. Т.2, № 1(47). С. 131–142.

30.          Кулиничева О.В. Деятельностный подход на уроках биологии и экологии в условиях внедрения ФГОС // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С.78-80.

31.          Кураченко И.В. Дифференцированный подход к преподаванию биологии в средней школе//Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 1 (1). С. 116-117.

32.          Лебедкина Л.Л. Развитие талантливых и одаренных детей в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы)//Науки в школе, №1, 2015. С. 541-544.

33.          Лутовина Е.Е., Меерзон Т.И. Педагогические условия обучения школьников с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-3. С. 110-117.

34.          Мензелинцева Е.И., Лисун Н.М. Создание условий дифференцированного обучения на уроках биологии. В сборнике: Образование: традиции и инновации материалы XII международной научно-практической конференции. 2016. – 398с.

35.          Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологи. М.: «Просвещение». 2012. – 191с.

36.          Мухин С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для пед. вузов / В.С. Мухина. М.: Академия, 2004. – 456с.

37.          Мирнова М.Н. Конструирование и организация современного урока биологии с применением информационно-коммуникационных технологий.// Современная наука, 2014. №2. С.92-97.

38.          Мысина Т.Ю. Результаты образования и их оценка. М.: «Авторский Клуб». 2018. – 172 с.

39.          Николаева И.И., Романова А.А. Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в школе // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 6. С.136-138.

40.          Никифорова Т.В. Система заданий, направленная на развитие самостоятельности младших школьников при педагогическом сопровождении//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 6. С.331-333.

41.          Омельченко Л.В. Дифференцированный подход к обучению биологии// Таврический научный обозреватель. 2016. № 4 (9). С.211-213.

42.          Пасечник В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроках // Биология в школе. 2014. №10. С.20-26.

43.          Пасечник В.В. Биология: методика индивидуально-групповой деятельности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2016. - 10

44.          Пономарёва И.Н. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Н. Пономарёва, О.Г. Роговая, В.П. Соломин; под ред. И.Н. Пономарёвой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.

45.          Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения//Педагогика. 1995. №6. С. 3-11.

46.          Радченко В.Д. Система оценивания знаний в средней школе// В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и практический аспекты Международная научно-практическая конференция. 2017. С.220-224.

47.          Рыжова В. Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников //Завуч. 2003.№. 8. С.35-41.

48.          Рудкевич Л. А. Кто он, современный учащийся? (взгляд психофизиолога на развитие образования) ∕ Л. А. Рудкевич ∕∕ Вестник практической психологии образования. 2008. № 2. С.23-29.

49.          Седова Н.В., Асамбаева Л.А. Развитие идеи дифференциации в отечественном образовании в 20-30 ые годы ХХ века//Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 132-136.

50.          Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №4. С.22-25.

51.          Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.44-47.

52.          Сто݀л݀я݀ре݀н݀ко Л.Д. Пе݀да݀го݀г݀ичес݀ка݀я пс݀ихо݀ло݀г݀и݀я. Росто݀в н/Д.: Фе݀н݀и݀кс, 2003. – 544с.

53.          Строев М.А. Развитие талантливых детей при обучении биологии// Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика. Сборник статей междунар. науч.-практ. конф. Изд-во ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». Санкт-Петербург, 2016. С.244-245.

54.          Склярова Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 33-36.

55.          Сонина В.И. Биология. 6 класс. Живой организм. М.: Дрофа. 2013. – 102с.

56.          Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения. М: Вентана-Граф, 2001. – 111с.

57.          Стаценко А.А. К вопросу о реализации дифференцированного подхода при обучении биологии в школе//В сборнике «Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 ч. М. 2017. С.119-124.

58.          Ушаков Д.В. Одаренность, интуиция, творчество Текст. / Д.В. Ушаков // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С.78-89.

59.          Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: Книга по Требованию, 2014. – 628 с.

60.          Федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС 2018. Электронный ресурс. Режим доступа:http://classinform.ru/fgos.html

61.          Францева Т. В. Проектная деятельность при изучении биологии как средство развития экологического мышления // Молодой ученый.2015.№9. 382-384.

62.          Харданова Э.А. Проблема учета индивидуальных особенностей обучающихся и их развития в процессе обучения//Вестник современных исследований. 2018. № 12.8 (27). С. 407-408.

63.          Хайбулина К.В. Методическая система обучения биологии, основанная на индивидуально-групповой методике // Биология в школе. 2015. №9. С.26-34.

64.          Чевтаева В.Г., Маковеева О.С. Реализация дифференцированного подхода в обучении биологии по средствам социальной сети «Вконтакте»// Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе Сборник статей VII Межрегиональной научно-практической конференции учителей.под общ. ред. М. А. Родионова. 2016. С. 231-235.

65.          Чембрович Е.А. Педагогическая технология разноуровневой дифференциации в рамках личностно-ориентированного обучения на уроках биологии//Личность как объект психологического и педагогического воздействия:сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 155-157.

66.          Шубаева Е.И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2011. №1. С.18-22.

67.          Якунчев М.А. Методика преподавания биологии: учебник / М.А. Якунчев, И.Ф. Маркинов, А.Б. Ручин; под ред. М.А. Якунчева.- 2-е изд. перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 332 с.

68.          Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы //Директор школы.  1995.  №. 3.  С. 39-45.